Русская Православная Церковь - Симбирская Митрополия
БАРЫШСКАЯ ЕПАРХИЯ

По благословению епископа Барышского и Инзенского Филарета

События

20 фев. 2019 г. 14:22

Священник посетил родительское собрание по выбору модуля ОПК

18 февраля, по благословению благочинного I (Барышского) благочиниического округа Епархии, пастоятеля храма Рождества Христова с. Живайкино иеромонаха Даниила (Селеверстова) в Живайкинской СОШ побывал клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Барыша иерей Александр Николин и рассказал родителям третьеклашек, о необходимости выбора Основ Православной Культуры в качестве классной дисциплины, как один из модулей ОРКиСЭ.


12 янв. 2019 г. 21:48

Святки в с. Калмантай

По благословению настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы р.п. Павловка, протоиерея Андрея Филькина коллектив Павловской воскресной школы в сопровождении руководителя молодёжного клуба иерея Алексия Миронова и педагога Воскресной школы Туркиной Надежды Александровны принял участие в святочных торжествах в с. Калмантай, Вольского района, Саратовской области.


9 янв. 2019 г. 23:43

Подведены итоги межрайонного конкурса детского творчества "Радость Рождества"

8 января 2019 года были подведены итоги конкурса детского творчества "Радость Рождества", проведенного вот уже в четвертый раз по благословению епископа Барышского и Инзенского Филарета. В этом году конкурс приобрел межрайонный масштаб - в нем участвовали учащиеся как Инзенского, так и Базарносызганского районов.


8 янв. 2019 г. 21:34

Архипастыри Симбирской митрополии совершили Великую вечерню в праздник Рождества

Вечером 7 января, в праздник Рождества Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил Великую вечерню с акафистом Иисусу сладчайшему в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Барышский и Инзенский Филарет, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, благочинные Симбирской епархии, руководители епархиальных отделов, настоятели храмов города Симбирска. За богослужением присутствовал Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В храме молились представители областной и городской администраций, представители общественности, казаки, православная молодежь.


31 дек. 2018 г. 11:40

Будем расширяться

В ходе своей рабочей поездки в Барышский район, Губернатор Ульяновской области принял участие в торжествах по случаю пуска газа в п. Самородки и посетил головной спортзал СК "Пересвет" при Жадовском монастыре.



Карта приходов



Действующие приходы

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери с.Акшуат Барышского района (1 благочиние)

Престольный праздник: 9 июля

История храма:

Первую церковь в Акшуате построил Нефёд Никитич Кудрявцев в 1743 году. Старожилы села утверждали, что первую церковь продали в Заречное (тогда Безштановка). Церковь была двупрестольной: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Иоанна Милостивого.

К началу XX века церковь обветшала, и тогдашний владелец села В.Н. Поливанов решил поставить новую. Сруб рубили прямо в лесу. Строительство затянулось на несколько лет, поэтому какое-то время в Акшуате было два храма. Они стояли рядом.

Его Преосвященство владыка Гурий, объезжая свою епархию, в самом начале XX-го века, летом, посетил приход села Акшуат. Сохранился отчёт о его поездке, в котором говорится, что в селе «имеются два деревянных храма: старый двухэтажный и новый, законченный уже достроенный, но не освященный за неимением иконостаса и оконных решёток». Отмечается, что старый храм крайне запущен, стены грязные, с провисшими картонными листами, которыми когда-то они были оклеены. Пол в алтаре расшатан, престол колеблется…

Его Преосвященство обратил внимание на картину «Явление Марии Магдалины» работы профессора Худякова, бывшего крепостного господ Поливановых. В храме была и другая написанная им икона - образ Спаса Нерукотворного.

Когда владыка совершал чин освящения воды, с клироса доносилось «крайне нестройное, вздорное и крикливое пение благодаря участию в оном неспособных к пению и на сей раз нетрезвых прихожан», читаем далее в этом отчёте. Нетрезвые были «усмотрены» и среди стоящих в храме прихожан. Приходской священник объяснил это владыке тем, что «наклонность к пьянству составляет общий и сильно развитый порок прихожан». После чего владыка Гурий в своём слове к прихожанам попенял им на убожество и ветхость храма и отсутствие усердия в его содержании, убеждал «удаляться от порока пьянства, последствием которого является материальный ущерб, обеднение и пагуба души».

Затем глава епархии был приглашён в дом местного землевладельца, губернского предводителя дворянства В.Н. Поливанова, где остался на ночлег.

На другой день Преосвященный посетил дом приходского священника села Акшуат, тёплый храм в нижнем этаже, который не успел осмотреть накануне, и дал указания об укреплении престола, об устройстве решёток в окнах второго яруса и о распределении печей.

На углу церкви стояла каменная часовня со склепом, в котором были погребены супруги Чирковы (прабабушка и прадед В.Н. Поливанова).

Генерал-майор Николай Александрович Чирков в 1792-1795 годах постро¬ил акшуатский дом, развёл сад и заложил основу библиотеки. За мужество, проявленное на Очаковском лимане (во время военных действий на Чёрном море, вошедших в историю как «Очаковский кризис»), он получил орден святого Георгия четвёртой степе¬ни. Был женат на Елизавете Петровне Татищевой, которая получила Акшуатскую вотчину в наследство в 1791 г. Дочь Чирковых, Екатерина Николаевна, вышла замуж за Ивана Петровича Поливанова и получила в наследство Акшуатское поместье, а Софья Николаевна вышла замуж за Дениса Давыдова и получила в приданое село Верхняя Маза.

Жительница Акшуата Нина Петровна Феоктистова рассказывала, что, когда церковь ломали, она видела плиту, на которой были написаны имена и даты жизни Чирковых. О дальнейшей судьбе этой надгробной плиты ничего не известно. Холм, на котором стоял склеп, стащили бульдозером при сооружении дамбы для пруда, который и сейчас есть в центре села, ниже того самого места, где стояли обе церкви. Рассказывают также, что мальчишки тогда бегали по селу с черепами из разворошённых при строительстве захоронений.

В церковном дворе хоронили священнослужителей. В начале 1960-х годов, когда акшуатская церковь была уже закрыта и помещение превратили в зерносклад, перевозившая зерно лошадь провалилась в один из склепов. В склепе нашли останки священнослужителя в рясе, с длинной бородой и волосами. Рядом находились серебряная чайная ложечка, чайная чашка и маленькая иконка. Предметы эти принесли в школу. Об их дальнейшей судьбе тоже ничего не известно.

В конце 1950-х церковь использовали как колхозный амбар. Перед ней построили весовую. Подводы заезжали сначала на весовую, где зерно взвешивали, а потом ссыпали на церковный пол. В церкви стояла такая пыль, что иногда даже плохо было видно иконы и росписи на стенах и на куполе…

Церковь сломали в 1968 году. «Зацепили двумя тракторами за колокольню и хотели свалить её, но у трактора оторвался крюк, к которому крепили трос. Тогда стали ломать её по частям», - рассказывали очевидцы. Позднее на этом месте было построено типовое здание магазина.

Жительница села Тамара Александровна Ларина вспоминала: «Было это в 1950-х. Мы тогда дом достраивали. Пришло время конопатить сруб. Раньше все на Вечное болото ходили за мхом, но в ту пору церковь наша стояла без дверей и каждый брал там всё, что хотел: доски, паклю. Решили и мы с сестрой Антониной тоже сходить за паклей в церковь. Дело было осенью. Весь день моросил мелкий дождь. Забрались мы с Тоней на печь, погреться немного. Я задремала, и приснился мне сон, что мы пришли в церковь. Я вошла в алтарь, а там яиц лежит много-много. Дай, думаю, яиц наберу, и принялась их в подол собирать. Вдруг я услышала голос ангела: «Не бери яйца, не трогай здесь ничего! Здесь всё наше». С испуга я проснулась и думаю: «Надо же, церкви нет, а Бог в ней остался!» Разбудила сестру и говорю: «Нет, Тоня, не пойдём мы за паклей в церковь. Собирайся на Вечное болото...»

Рассказывают, что после разорения церкви иконы клали вместо мостиков через речку. Некоторые святые образа спрятали местные жители.

Икона, заказанная семьёй В.Н. Поливанова для Акшуатской церкви в 1910 г., хранилась в семье Крякушиной Антонины Максимовны (получила в подарок от Переведенцевой Натальи ), а после её смерти была передана в школьный музей. С 2011 г. икона находится в церкви с Акшуат, которая размещается в здании бывшей школы.. На обороте иконы надпись: «В дар селу Акшуат от семей Поливановых и Коптевых». На иконе изображены святые, в честь которых названы члены семьи Поливановых: св. Владимир, св. Мария, св. Александр, св. Николай, св. Людмила, св. Наталья, св. Татьяна.

Престольная икона Акшуатской церкви - икона Тихвинской Божией Матери - долгие годы хранилась у Марии Самсоновны Кочкиной. Она завещала передать её в Акшуатскую церковь и не сомневалась в том, что она будет вновь построена. После смерти Марии Самсоновны икона хранилась в доме её сына. Когда восстанавливалась церковь в селе Заречном, Кочкины решили, что такая икона должна принадлежать всем, и передали её туда. Теперь каждый прихожанин может помолиться перед иконой, которой поклонялось не одно поколение акшуатцев. Но в скором времени эта святыня обретёт свой дом в Акшуате, т.к.в настоящее время в селе ведётся строительство церкви. Инициаторами этого благого дела стала инициативная группа пенсионеров.

Их инициативу поддержал глава МО «Барышский район» С.В. Кочетков. Он помог решить вопрос о сносе старого здания магазина, который стоял на месте церкви.

Летом 2013 года настоятель восстанавливающегося храма протоиерей Алексей Есин освятил территорию новой церкви.

Строительство ведётся на средства прихожан, на пожертвования, на средства, собранные от благотворительных концертов. Акшуатцы обращаются к посетителям сайта с просьбой, по-возможности помочь в строительстве храма.


Духовенство


Протоиерей Алексий Иванович Никонов

Протоиерей Алексий Иванович Никонов

Настоятель



Контакты


Адрес: 433741, Барышский р-н., с.Акшуат

Контактная информация:

тел. 8 (84253) 30-1-38


Приход в жизни Епархии



Вверх