Русская Православная Церковь - Симбирская Митрополия
БАРЫШСКАЯ ЕПАРХИЯ

По благословению епископа Барышского и Инзенского Филарета

События

15 сен. 2017 г. 16:37

Сельский храм "обрел голос"

15 сентября в храме в честь святого апостола Андрея Первозванного п.Поливаново Барышского р-на были установлены и освящены новые колокола.


15 сен. 2017 г. 11:42

Пьянство – страшная трагедия, но не тупик

11 сентября, в день праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, с читателями библиотеки г. Барыша встретился и побеседовал священнослужитель Барышской епархии – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Малая Хомутерь иерей Димитрий Смирнов.


1 сен. 2017 г. 12:50

Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в совместном заседании Совета национальностей, антитеррористической комиссии, КЧС и ОПБ

29 августа в администрации Барышского района состоялось совместное заседание антитеррористической комиссии, комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, а так же Совета национальностей при Главе администрации.


1 сен. 2017 г. 12:43

Священнослужитель посетил детский дом.

Настоятель Никольского храма с. Труслейка протоиерей Павел Бобров по благословению правящего Архиерея, Епископа Барышского и Инзенского Филарета, посетил Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Рябинка" в с.Труслейка"


1 сен. 2017 г. 12:37

В Барыше прошел ежегодный педагогический форум "Умное образование сегодня - качество жизни района завтра"

В канун начала нового учебного года в Барышском районе прошёл большой образовательный форум "Умное образование сегодня – качество жизни района завтра". В нём помимо представителей школ приняли участие чиновники и общественники.



Карта приходов



Публикации

Требуется помощь в восстановлении храма в с.Акшуат Барышского района
16 декабря 2013 г. 20:28

Инициативная группа жителей с. Акшуат Барышского района продолжает сбор пожертвований на строительство нового храма в этом селе. Недавно был открыт специальный расчетный счет в Сбербанке России, где будут накапливаться собранные средства. Оказать свою поддержку строительству благотворители теперь смогут и безналичным способом.

Реквизиты для пожертвований:

Дополнительный офис № 8588/161 Ульяновского отделения № 8588 ОАО "Сбербанк России".

р/с 40703810969000095126

ИНН 7707083893

БИК 047308602

Получатель: Приход храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери с.Акшуат Барышского района Ульяновской области Барышской епархии РПЦ

Постоянная страница храма на сайте Барышской Епархии здесь.

Из истории храма

Первую церковь в Акшуате построил Нефёд Никитич Кудрявцев в 1743 году. Старожилы села утверждали, что первую церковь продали в Заречное (тогда Безштановка). Церковь была двупрестольной: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Иоанна Милостивого.

К началу XX века церковь обветшала, и тогдашний владелец села В.Н. Поливанов решил поставить новую. Сруб рубили прямо в лесу. Строительство затянулось на несколько лет, поэтому какое-то время в Акшуате было два храма. Они стояли рядом.

Его Преосвященство владыка Гурий, объезжая свою епархию, в самом начале XX-го века, летом, посетил приход села Акшуат. Сохранился отчёт о его поездке, в котором говорится, что в селе «имеются два деревянных храма: старый двухэтажный и новый, законченный уже достроенный, но не освященный за неимением иконостаса и оконных решёток». Отмечается, что старый храм крайне запущен, стены грязные, с провисшими картонными листами, которыми когда-то они были оклеены. Пол в алтаре расшатан, престол колеблется…

Его Преосвященство обратил внимание на картину «Явление Марии Магдалины» работы профессора Худякова, бывшего крепостного господ Поливановых. В храме была и другая написанная им икона - образ Спаса Нерукотворного.

Когда владыка совершал чин освящения воды, с клироса доносилось «крайне нестройное, вздорное и крикливое пение благодаря участию в оном неспособных к пению и на сей раз нетрезвых прихожан», читаем далее в этом отчёте. Нетрезвые были «усмотрены» и среди стоящих в храме прихожан. Приходской священник объяснил это владыке тем, что «наклонность к пьянству составляет общий и сильно развитый порок прихожан». После чего владыка Гурий в своём слове к прихожанам попенял им на убожество и ветхость храма и отсутствие усердия в его содержании, убеждал «удаляться от порока пьянства, последствием которого является материальный ущерб, обеднение и пагуба души».

Затем глава епархии был приглашён в дом местного землевладельца, губернского предводителя дворянства В.Н. Поливанова, где остался на ночлег.

На другой день Преосвященный посетил дом приходского священника села Акшуат, тёплый храм в нижнем этаже, который не успел осмотреть накануне, и дал указания об укреплении престола, об устройстве решёток в окнах второго яруса и о распределении печей.

На углу церкви стояла каменная часовня со склепом, в котором были погребены супруги Чирковы (прабабушка и прадед В.Н. Поливанова).

Генерал-майор Николай Александрович Чирков в 1792-1795 годах постро¬ил акшуатский дом, развёл сад и заложил основу библиотеки. За мужество, проявленное на Очаковском лимане (во время военных действий на Чёрном море, вошедших в историю как «Очаковский кризис»), он получил орден святого Георгия четвёртой степе¬ни. Был женат на Елизавете Петровне Татищевой, которая получила Акшуатскую вотчину в наследство в 1791 г. Дочь Чирковых, Екатерина Николаевна, вышла замуж за Ивана Петровича Поливанова и получила в наследство Акшуатское поместье, а Софья Николаевна вышла замуж за Дениса Давыдова и получила в приданое село Верхняя Маза.

Жительница Акшуата Нина Петровна Феоктистова рассказывала, что, когда церковь ломали, она видела плиту, на которой были написаны имена и даты жизни Чирковых. О дальнейшей судьбе этой надгробной плиты ничего не известно. Холм, на котором стоял склеп, стащили бульдозером при сооружении дамбы для пруда, который и сейчас есть в центре села, ниже того самого места, где стояли обе церкви. Рассказывают также, что мальчишки тогда бегали по селу с черепами из разворошённых при строительстве захоронений.

В церковном дворе хоронили священнослужителей. В начале 1960-х годов, когда акшуатская церковь была уже закрыта и помещение превратили в зерносклад, перевозившая зерно лошадь провалилась в один из склепов. В склепе нашли останки священнослужителя в рясе, с длинной бородой и волосами. Рядом находились серебряная чайная ложечка, чайная чашка и маленькая иконка. Предметы эти принесли в школу. Об их дальнейшей судьбе тоже ничего не известно.

В конце 1950-х церковь использовали как колхозный амбар. Перед ней построили весовую. Подводы заезжали сначала на весовую, где зерно взвешивали, а потом ссыпали на церковный пол. В церкви стояла такая пыль, что иногда даже плохо было видно иконы и росписи на стенах и на куполе…

Церковь сломали в 1968 году. «Зацепили двумя тракторами за колокольню и хотели свалить её, но у трактора оторвался крюк, к которому крепили трос. Тогда стали ломать её по частям», - рассказывали очевидцы. Позднее на этом месте было построено типовое здание магазина.

Жительница села Тамара Александровна Ларина вспоминала: «Было это в 1950-х. Мы тогда дом достраивали. Пришло время конопатить сруб. Раньше все на Вечное болото ходили за мхом, но в ту пору церковь наша стояла без дверей и каждый брал там всё, что хотел: доски, паклю. Решили и мы с сестрой Антониной тоже сходить за паклей в церковь. Дело было осенью. Весь день моросил мелкий дождь. Забрались мы с Тоней на печь, погреться немного. Я задремала, и приснился мне сон, что мы пришли в церковь. Я вошла в алтарь, а там яиц лежит много-много. Дай, думаю, яиц наберу, и принялась их в подол собирать. Вдруг я услышала голос ангела: «Не бери яйца, не трогай здесь ничего! Здесь всё наше». С испуга я проснулась и думаю: «Надо же, церкви нет, а Бог в ней остался!» Разбудила сестру и говорю: «Нет, Тоня, не пойдём мы за паклей в церковь. Собирайся на Вечное болото...»

Рассказывают, что после разорения церкви иконы клали вместо мостиков через речку. Некоторые святые образа спрятали местные жители.

Икона, заказанная семьёй В.Н. Поливанова для Акшуатской церкви в 1910 г., хранилась в семье Крякушиной Антонины Максимовны (получила в подарок от Переведенцевой Натальи ), а после её смерти была передана в школьный музей. С 2011 г. икона находится в церкви с Акшуат, которая размещается в здании бывшей школы.. На обороте иконы надпись: «В дар селу Акшуат от семей Поливановых и Коптевых». На иконе изображены святые, в честь которых названы члены семьи Поливановых: св. Владимир, св. Мария, св. Александр, св. Николай, св. Людмила, св. Наталья, св. Татьяна.

Престольная икона Акшуатской церкви - икона Тихвинской Божией Матери - долгие годы хранилась у Марии Самсоновны Кочкиной. Она завещала передать её в Акшуатскую церковь и не сомневалась в том, что она будет вновь построена. После смерти Марии Самсоновны икона хранилась в доме её сына. Когда восстанавливалась церковь в селе Заречном, Кочкины решили, что такая икона должна принадлежать всем, и передали её туда. Теперь каждый прихожанин может помолиться перед иконой, которой поклонялось не одно поколение акшуатцев. Но в скором времени эта святыня обретёт свой дом в Акшуате, т.к.в настоящее время в селе ведётся строительство церкви. Инициаторами этого благого дела стала инициативная группа пенсионеров.

Их инициативу поддержал глава МО «Барышский район» С.В. Кочетков. Он помог решить вопрос о сносе старого здания магазина, который стоял на месте церкви.

Летом этого года настоятель восстанавливающегося храма протоиерей Алексей Есин освятил территорию новой церкви.

Строительство ведётся на средства прихожан, на пожертвования, на средства, собранные от благотворительных концертов. Акшуатцы обращаются к посетителям сайта с просьбой, по-возможности помочь в строительстве храма.

По материалам школьного комплексного музея с. Акшуат


При копировании гиперссылка на сайт Барышской епархии обязательна


Просмотров: 1440.
Вверх