Русская Православная Церковь - Симбирская Митрополия
БАРЫШСКАЯ ЕПАРХИЯ

По благословению епископа Барышского и Инзенского Филарета

События

24 апр. 2024 г. 15:17

Архиерейское Богослужение в неделю 5-ю Великого поста

В неделю 5-ю Великого поста Глава Барышской епархии, епископ Филарет, разделил общую воскресную молитву с прихожанами и клиром Богородице-Рождественского кафедрального собора г. Инза


20 апр. 2024 г. 16:07

РПУ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА (Москва, Русская Православная Церковь) объявляет ЕПАРХИАЛЬНЫЙ НАБОР абитуриентов по СПЕЦИАЛЬНОЙ КВОТЕ

Программы:

«Богословие» — бакалавриат, 4 года

«Юриспруденция» — бакалавриат, 4 года

Государственный диплом

Отсрочка от армии

Бесплатное проживание и питание

Условия:

1.Письменное благословение правящего архиерея.

2.Заключение трёхстороннего договора между РПУ, абитуриентом и епархией.

3 Наличие профильных ЕГЭ / диплома СПО (подробности см. ниже в Пошаговом плане поступления)

За подробной информацией обращайтесь по телефону: +7 (495) 431-03-03

Или на любой мессенджер: +79399005094


19 апр. 2024 г. 20:35

Методическое объединение учителей ОРКСЭ в с. Живайкино

Прошло методическое объединение учителей и встреча с настоятелем храма иеромонахом Даниилом (Селеверстовым)


18 апр. 2024 г. 09:36

Исповедь и Собрание духовенства Барышской епархии

16 апреля 2024 г. в здании Управления Барышской епархии состоялись: Епархиальный совет, общая исповедь и ежегодное собрание духовенства


15 апр. 2024 г. 15:31

Воскресное Богослужение в Троицком храме г. Барыш возглавил епископ Филарет

В неделю 4 Великого поста в Свято-Троицком соборе г. Барыш состоялось богослужение, которое возглавил епископ Барышский и Инзенский Филарет



Карта приходов



Публикации

Троицко-Куроедовский приход.
15 декабря 2015 г. 12:51

Троицко-Куроедовский приход принадлежит к одним из старинных приходов Симбирской епархии. Начало его, как можно судить по известям в местной церковной летописи, относится к концу ХVII или первым годам XVIII века.

Свое название село получило, от местного помещика Куроедова, которым в половине XVIII столетия был построен вместо прежнего деревянного: каменный храм, существующий и доселе. Окончание постройки храма и время освящения его, судя по надписи на антиминсе, можно относит к 1754 году. Время основания приходских деревень Гурьевки и Силаевки точно установит нельзя, а деревня Екатериновка, по известию церковной летописи, образовалась в начале прошлого столетия, но не ранее 1830 года, потому что в церковных документах 1826-1828 годов этой деревни еще не упоминается.

Существующее ныне село Кононовка со своими деревнями в 1809 году было присоединено к селу Куроедову; что видно из хранящегося в архиве Куроедовской церкви указа Карсунскаго духовнаго правления от 18 декабря 1809 года за № 1161. Временем восстановления Кононовскаго прихода можно считать 1846 г., так как в церковных документах (Духовные росписи) 1845 года сельцо Кононовка упоминается в последний раз.

После помещика Куроедова (судя по его заботам о храме, это был человек благочестивый), церковные документы до 20-х годов прошлого столетия указывают следующих Куроедовских помещиков: Варвару Петровну Куроедову и Сергея Сергеевича Зимнинского. В документах конца ХVIII столетия не говорится, кто были помещики в деревне Гурьевке. Но с 20-х годов прошлого столетия таковыми до самого 1861 г. указываются господа Кротковы (см. Духовные росписи). С 20-х же годов крестьяне села Куроедова переходят в руки господ Тоузаковых (оставивших в населении недобрую память), которые и владели ими до 1848 г. а с этого года помещик Каврайский (по отзывам крестьян, – «барин добрый, заботливый») владел крестьянами до самого того времени, когда раздались слова Царя-Освободителя, призвавшие крестьян на самостоятельный труд.

Еще до «воли» помещиком Каврайским верстах в двух от села, на реке Барыше, была устроена бумажная фабрика, принадлежащая ныне купчихе Н. С.Марьиной. Другая фабрика – суконная – была устроена при сельце Гурьевке татарином Акчуриным уже после освобождения крестьян. Фабрика эта дает работу большому количеству фабричного населения. Большинство фабричных – татары; за исключением их, все остальное население Троицко-Куроедовского прихода принадлежит к великорусскому племени.

Главный промысел коренных жителей прихода- хлебопашество. Почва средняя, обыкновенно с достатком вознаграждающая труд земледельца, хотя и не всегда. Побочным занятием (особенно для малолетних) служит работа на местных фабриках. Дает заработок населению также и железная дорога, движение на которой открылось с 1898 года.

При селе имеется железнодорожная станция «Барыш». Из местных промыслов нужно отметить приготовление оконных рам и торговлю ими. По окончании полевых работ, снаряжаются обозы «оконницы» и отправляются в дорогу. Этим промыслом, кроме Куроедовских жителей; занимаются жители и некоторых других окрестных селений. Зимою некоторые отправляются на Каму за кошкой, которую выменивают на деревянную посуду, а в начале весны занимаются выделкой кошачьих шкурок. Кроме того, Куроедовцы славятся, как хорошие красильщики холста. Из священников Троицко-Куроедовского прихода, служивших в Куроедовском храме в течение полуторастолетнего его существования, сведения мы имеем, далеко не о всех. О священниках первого времени существования храма церковные документы ничего не говорят. В метриках за 1791 год упоминается священник Аким Иванов, который, судя по «ревизской сказке» за 1811 год, хранящейся в архиве, «в 1800 году по старости лет и болезненным припадкам от должности уволен». После него священником до 1824 года был Никита Андреев. В 1824 году сюда поступил священником Маркелл Матвеевич Драгомантов, который и священствовал здесь в продолжение 33 лет, до октября месяца 1857 года. После него 23 года состоял здесь священником А.М.Керенский (Александр Михайлович – А.К.), а в настоящее время в Куроедове священствует П.Н.Родников (Петр Никанорович, с 26 января 1881 г. до 1912 г. – А.К.).

В 1865 году священником Керенским была открыта школа, которая три года помещалась в его доме. Затем школа, пользуясь содержанием от земства, помещалась в общественном здании в церковной ограде, пока в 1893 году не было построено новое, довольно поместительное школьное здание, где в настоящее время и помещается школа. Другая школа находится при Гурьевской фабрике; здесь же имеется и магометанская школа для татарского населения. Наконец, в 1898 году в деревне Силаевке строителем железной дороги инженером Р. П. Саблиным было построено здание для школы грамоты.

Что касается религиозно-нравственного развития прихожан, то среди них не замечается особых суеверий. Правда в недавнее время существовал суеверный обычай во время народных бедствий проходит чрез очистительный огонь (при поветриях; может быть, этот обычай был заимствован от татар) или обливать друг друга водой (при бездождиях). Но в настоящее время первый обычай уже исчез совершенно, а второй принял скорее характер не очень удобной уличной шалости. Издавна существует благочестивый обычай ходит крестным ходом в праздник Вознесения Господня в ржаное поле, а в день св. великомученика Иоанна Белградского (Сочавского – А.К.) (2 июня) – в яровое поле.

Раскольников (спасовцев) в приходе немного. Причину появления здесь раскола с большим вероятием можно полагать в следующем факте. Около 1849 года, как есть известие в церковной летописи, в деревню Гурьевку была переселена часть жителей села Коптевки, Сызранского уезда; отчего часть Гурьевки – место поселения указанных переселенцев – и до сих пор носит название Коптевки. Эта Коптевка и является теперь местом обитания раскольников, которых в настоящее время в приходе числится 8 муж. пола и 13 жен. пола. Таким образом начало Гурьевскаго раскола восходит к половине прошлого столетия. Впрочем, семена раскола могли заноситься в Куроедовский приход и, частнее, в Гурьевку и из соседнего с последнею деревнею с. Кононовки. Особенно этому обстоятельству могло содействовать указанное раньше соединение двух приходов Куроедовского и Кононовскаго. А что в Кононовке раскол существовал и ранее 1849 года (время переселения коптевцев), это доказывается хранящимся в церковном архиве документом, относящимся к 1889 году, т. е. как раз к тому времени, когда сельцо Кононовка с дер. Богдановкой входило в состав Куроедовского прихода. Таковым документом является указ Карсунского уездного протоиерея на имя местного священника от 6 октября названного года за № 184 *).

В заключение описания Троицко-Куроедовскаго прихода сделаем замечание о местности, в которой он расположен. Местность эта гористая, окруженная лесами, и в общем может быт названа довольно здоровою. Поэтому, как в селе Куроедове, так и в деревнях Силаевке и Екатериновке заразные болезни случались редко. Последнего, впрочем, нельзя сказать относительно деревни Гурьевки, где занесению, болезней способствует фабричное пришлое население. Холера, свирепствовавшая в 1892 году в Симбирской губернии, Троицко-Куроедовскаго прихода не коснулась. В 1871 году было 22 случая смерти от кори; в 1876 году в приходе (преимущественно в д. Гурьевке) свирепствовала горячка (погибло около 50 человек); в 1876 году было 24 случая смерти от скарлатины **).

---------------------------------

*) Вот подлинник этого документа: «Села Куроедова Троицкого, священнику Маркеллу Матвееву. Сего октября 4 дня Карсунский земский суд, препроводив ко мне приходской вашей деревни Богдановки крестьянку госпожи Прасковьи Александровны Богдановой Дарью Федорову при отношении за № 5994, просил меня удостоверить оный суд, чистосердечно ли она раскаивается в заблуждении неизвестной ей самой секты, - и по испытании, она оказалась, что, ныне она совершенно оставляет ее и желает сердечно присоединиться к православию, ккоторому мною сего же октября 5 дня по чиноположению и присоединена;о сем сообщая вам, рекомендую вам ее напутствовать и утвердит в вере и, по исповеди, удостоит св. Причащения. Соборный протоиерей Стефан Карсунский».

**) Куроедовский приход неоднократно посещался Симбирскими архипастырями. В 1830 г. 17 августа он посещен Преосвященным Феодотием; в 1898 году 5 июля – Преосвященным Никандром и 10 июля настоящего года – Преосвященным Гурием. В 1893 г. 20 июля Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич, проезжая чрез село, останавливался пред приходским храмом, где его встречала толпа народа. Приходский священник о. Родников имел счастье поднести Его Высочеству от лица прихожан хдеб-соль.

В. Родников.

Подготовил Александр Киселев


При копировании гиперссылка на сайт Барышской епархии обязательна


Просмотров: 1905.
Вверх