Русская Православная Церковь - Симбирская Митрополия
БАРЫШСКАЯ ЕПАРХИЯ

По благословению епископа Барышского и Инзенского Филарета

События

22 июн. 2018 г. 12:18

Единственный в области спортивный лагерь открылся в Акшуате

В Ульяновской области открылась первая смена одного из самых больших и самых старейших спортивных лагерей в регионе - "Сокол" в селе Акшуат. Это единственный в области детский лагерь со спортивным уклоном. В этом году Сокол отметил 77-летия со дня основания. Так уже вышло, что открылся он в самый страшный день в истории нашей страны – 22 июня 1941 года. Накануне в лагерь, на открытие первой смены, приехали почётные гости, среди которых и благочинный Жадовского монастыря иеромонах Тихон (Кузнецов).


17 июн. 2018 г. 18:59

Повоевали с десантниками

В лесу, неподалёку от Жадовского монастыря, в эти выходные было жарко. Нет, лес не горел, да и на улице погода весьма прохладная. Зато горели сердца и глаза. В рамках соработничества Барышской и Кузнецкой епархий в плане воспитания подрастающего поколения, к монастырским ребятам из клуба "Пересвет" приехал кузнецкий клуб "Добрыня". Цель - открыть летний сезон игры страйкболл. К тому же в этом году к православным клубам присоединились бойцы 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады, которая дислоцируется в Ульяновске.


16 июн. 2018 г. 15:41

Освящение купола храма с. Сухая Терешка

9 июня 2018 года в с. Сухая Терешка Николаевского района прошло освящение купола и креста строящегося храма в честь преподобного Серафима Саровского. На праздник освящения купола и креста собрались жители села, представители администрации МО "Николаевский район".


15 июн. 2018 г. 20:43

Жадовский монастырь написал свою историю

Спустя 20 лет после начала активного возрождения, в Жадовском монастыре переписали, а вернее дополнили, историю обители. В свет вышла новая книга "История Жадовской пустыни". Это издание на 120 страниц больше предыдущего. В нём рассказывается не только об образовании монастыря и истории обретении главной святыни земли симбирской - чудотворной Жадовской-Казанской иконы Божией Матери, но и подробно описана новейшая историю обители.


14 июн. 2018 г. 20:38

Диалоги у костра

11-12 июня в окрестностях села Забалуйка, на берегу реки Инза, прошла выездная встреча инзенского клуба интеллектуальных игр "ИнДРИК". Программа была насыщена мероприятиями, одним из которых была встреча со священником села Забалуйка, настоятелем храма трёх святителей Московских Петра, Алексия и Ионы иереем Николаем Овчинниковым.



Карта приходов



Публикации

Биография архимандрита Каллиста (Павлова), последнего перед разорением настоятеля Жадовского мужского монастыря
28 января 2016 г. 14:06

Будущий архимандрит Каллист (в миру Павлов Константин Егорович) после окончания семинарии работал учителем в земской школе и обучал мальчиков церковному пению. Был домашним учителем детей симбирского губернатора Н. П. Долгово-Сабурова в его имении в с. Киять. За усердное исполнение учительских обязанностей он ежегодно получал от земства и министерства народного просвещения денежное вознаграждение.

31.10.1886 г. указом Симбирской Духовной Консистории определен сверхштатным псаломщиком в Богоявленскую церковь с. Киять.

12.02.1889 г. он рукоположен во священника к Успенской церкви города Симбирска, которая находилась в детском приюте учреждения Императрицы Марии. Был награжден набедренником и скуфьей. В этом приюте о. Константин исполнял также должность законоучителя. После кончины матушки, мирская жизнь, стала тяготить отца Константина, и 18.03.1901 г. он принял монашеский постриг в Жадовской Казанско-Богородицкой пустыни[1] с наречением имени Каллист в честь мученика Каллиста Амморейского (память 6/19 марта). Новопостриженному иеромонаху доверили управление экономической деятельностью монастыря, назначив на должность казначея, а также исполнение обязанностей делопроизводителя. В 1903 г. за образцовое исполнение порученных обязанностей Святейший Синод наградил отца Каллиста наперсным крестом. 16.01.1906 г. иеромонах Каллист был утвержден в должности настоятеля Жадовской пустыни, а в мае месяце — возведен в сан архимандрита. Отец Каллист снискал заслуженный авторитет и любовь братии. С 25.05.1912 г. он, оставаясь управляющим Жадовской пустынью, одновременно, как опытный духовный наставник, исполнял обязанности благочинного женских монастырей Сызранского уезда.

О любви к нему, как к ревностному пастырю и искреннему молитвеннику, свидетельствует сохранившееся письмо от настоятельницы одного из женских монастырей игумении Арсении, которая просит, чтобы батюшка: «самолично совершил постриг послушниц ее обители, желая придать совершению сего обряда глубоко умилительный и торжественный характер, чем именно и отличается совершаемое Вами... Смиренно повергаюсь к стопам Вашим, испрашивая Вашего благословения и святых молитв, и благоговейно лобзаю Вашу благословляющую десницу. Молитвенно желаю — да продлит Господь Вашу жизнь и подкрепит Ваши душевные и телесные силы к дальнейшему служению и прохождению тернистого пути — на благо Святой Его Церкви и на пользу Вашим пасомым на много-много лет».

Все упование свое о. Каллист возлагал на предстательство Царицы Небесной. Постоянно молился пред чудотворным Ее образом Казанским и совершал с ним крестные ходы по окрестным деревням и селам.

С 12.07.1912 г. архимандрит Каллист был назначен наместником в Сызранский Вознесенский мужской монастырь, оставаясь одновременно благочинным Жадовской пустыни. В 1916 г. отец Каллист вернулся настоятелем в свою обитель, которой управлял до 1929 г.

С приходом Советской власти в 1918 г. ему удалось оставить за монастырем принадлежавший ему участок земли, который должен был перейти в ведении Ушаковского сельского земельного комитета. Монастырь без этой земли существовать не мог и должен был просто упраздниться. Жители села Ушаковки, которые были членами земельного комитета, поддержали просьбу настоятеля: «Мы, как истинно верующие христиане, и не желая посягнуть на святыню означенной пустыни, ... разрешаем братии... пользоваться земельными и луговыми угодьями так же, как пользовались и ранее... Твердо веруя в Бога и чудоявленную Божию Матерь, мы, Ушаковское общество, желаем постоять в защиту означенной пустыни, дабы не упал дух православного христианина, и будем надеяться на помощь чудотворной Казанской Богородицы».

В 1920 г. Губисполком запретил крестные ходы с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, и формально монастырь был закрыт, но на территории обители оставалось около 20 насельников. Служба совершалась в Казанской церкви бывшего монастыря, где находился чудотворный образ иконы Божией Матери «Казанская».

Летом 1924 г. архимандрит Каллист арестован по обвинению в «недоносительстве» об организации «Союз спасения родины», целью которой была якобы борьба с властью Советов и свержение рабоче-крестьянского правительства. 8.08.1924 г. отец Каллист был приговорен к 2 годам тюремного заключения (условно), и отпущен в Жадовскую пустынь[2].

В конце 1926 г. на насельников обители поступил донос в милицию:

«С[овершенно] секретно.

Доношу, что мною при обследовании деятельности группы верующих Казанской церкви Жадовской пустыни по поручению Вашему (...) от 30-го августа 1926 года (...) негласным путем выяснено следующее.

Всего лиц (...), проживающих в бывших постройках монастыря (ныне принадлежащих Жадовскому ВИКу), 20 человек, из коих: архимандритов 2 человека (один из них настоятель), иеромонахов 6 человек, иеродиаконов 2 человека, монахов 2 человека, причем один из монахов просфорник и один в виде завед. хозяйством, и послушников 8 человек, в числе которых есть и несовершеннолетние. Занятия всех вышеупомянутых лиц, за исключением послушников, относятся к церковной службе по роду их званий. (...) Послушники же, кроме церковной службы (пения на клиросе), работают по хозяйству, имея одну лошадь, и обрабатывают на таковой около 7 десятин озимого и ярового хлеба. Источником проживания этой группы являются: означенный засев и часть поступающих в церковь доходов от сборов и т. д. Денежными суммами заведывает сам настоятель Каллист. Прямого названия монастыря уже не существует, а имеется название Казанской церкви коллектива верующих с приходами ближайших деревень Ушаковки и Новая».

В ответ губернские власти потребовали выяснить: на каком основании 20 человек монахов проживают в здании бывшего монастыря при Казанской церкви Жадовской пустыни и пользуются 7 десятинами пахотной земли; проведен ли официально через церковный Совет наем 20 человек монахов как служителей культа названной церкви; как монахи используют церковные суммы.

Вскоре за неуплату налогов у братии конфисковали лошадь, после чего им пришлось отказаться от последних 7 десятин пахотной земли. Губернский отдел ОГПУ требовал «поспешить исполнением <указания> № 15630 от 29.11.26 г. по вопросу об окончательной ликвидации Жадовского монастыря». Однако прихожане обратились в Жадовский Волисполком (ВИК) с просьбой «образовать в бывшем Жадовском монастыре приходскую церковь деревень Ушаковки и Новой Деревни со штатом: архимандрита Каллиста, двух иеромонахов, одного диакона и одного псаломщика. При этом просим оставить за нами всеми чтимую икону, здание церкви и возможное помещение под квартиры священнослужителей».

До 1929 г. пустыни осталось 5 человек братии. В июле они привезли в пустынь парализованного блаженного старца Василия из с. Копышевка. Это послужило поводом для возбуждения весной 1930 г. уголовного дела против Павлова Константина Егоровича (архимандрита Каллиста), Аристова Дамаскина Герасимовича (иеромонаха Дамаскина) и Фокина Аркадия Киреевича (монаха Аркадия[3]). Обвиняемые виновными себя не признали. Следственное дело было направлено на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.

Постановление тройки при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю от 10.04.1930 г. гласило:

«Павлова Константина Егоровича — заключить в концлагерь сроком на 5 (пять) лет с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Северный край на тот же срок с 14.03.1930 года. Аристова Дамаския Герасимовича и Фокина Аркадия Кирилловича — заключить в концлагерь сроком на 3 (три) года каждого, считая срок обоим с 15.03.1930 года».

Архимандрит Каллист, по-видимому, отбывал заключение на строительстве Беломоро-Балтийского канала, о чем сохранилось свидетельство иеромонаха Жадовской пустыни Виссариона (Бурдасова), также отбывавшего наказание в Белбалтлаге в 1932–1936 гг. Под впечатлением этой встречи иеромонах Виссарион написал стихотворение «Прощай, обитель!».

Сохранился дневник протоиерея Иоанна Серова, который писал о последних днях жизни архимандрита Каллиста, называя его старцем. В октябре 1933 г. они вместе жили в бараке для ссыльных, который находился на реке Шогле Онежского р-на Архангельской губернии. К этому времени 72-летний о. Каллист полностью ослеп, и протоиерей Иоанн до самой кончины ухаживал за своим беспомощным старцем. Когда отец Каллист узнал, что срок заключения отца Иоанна подходит к концу, он, не желая быть в тягость, сказал: «Отец Иоанн, когда вы получите из дому документы, дающие Вам право на освобождение, и когда будете отправляться в г. Онегу, закройте меня одеялом с головой, перекрестите и идите с Господом Богом». То есть отец архимандрит как бы благословлял оставить его одного на неминуемую голодную смерть. Эти слова умирающего старца пронзили сердце отца Иоанна, он упал к нему на грудь и зарыдал, как ребенок, причем сказал, призвав Господа в свидетели: «Пока Вы живы, я не уйду из барака...»

Протоиерей Иоанн до последних минут земной жизни находился с отцом Каллистом: 28 октября «суббота прошла сравнительно спокойно... В одиннадцать часов вечера старец мирно и тихо скончался. Упокой Господи, Господи, душу его с праведными. Я прочитал канон на исход души. <На следующий день> после обеда сделали отпевание приблизительно отпеванию мирских человек, насколько я мог знать на память. Втроем мы вынесли тело и похоронили на общем кладбище, опустивши тело в могилу и отслуживши литию, чем и отдали последний христианский долг почившему рабу Божию архимандриту Каллисту».

[1] Своим возникновением Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь в начале XVII века обязана чудесному обретению иконы Казанской Божией Матери на берегу речки Самородки у села Жадовка (ныне относящегося к Барышскому р-ну Ульяновской области)

[2] Ульяновский епархиальный листок. 1924. № 2–2 (авг.–сент.). С.23

[3] Впоследствии иеромонаха

По материалам Интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке»


При копировании гиперссылка на сайт Барышской епархии обязательна


Просмотров: 1677.
Вверх