Торжество Православия в кафедральном соборе г. Инза
24 марта, в неделю первую Великого поста, епископ Филарет посетил Богородице-Рождественский собор г. Инза, где возглавил Божественную литургию и молебен, посвященный дню Торжества Православия.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ И ПАНИХИДА В СПАСО-ВОЗНЕСЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. УЛЬЯНОВСКА
23 марта, в субботу 1-й седмицы, в день памяти великомученика Феодора Тирона, в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, Епископ Барышский и Инзенский Филарет, Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершили Божественную литургию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска.
Литургия Преждеосвященных Даров в Троицком соборе г. Барыш
22 марта Преосвященнейший Филарет, епископ Барышский и Инзенский, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком соборе г. Барыша
Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с терактом в «Крокус Сити Холле»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске.
Литургия Преждеосвященных Даров в Жадовской обители возглавлена епископом Филаретом
20 марта епископ Филарет возглавил первую в этом году литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме Жадовского мужского монастыря.
Интервью, опубликованное в Журнале Московской Патриархии № 10 октябрь 2013 года.
С Преосвященным Филаретом автор этих строк пересекался в одних школьных коридорах 29 лет назад. Конечно же, в то время нынешний правящий Барышской епархией (Симбирская митрополия) архиерей выглядел куда моложе, да и именовался иначе — Вячеславом Викторовичем Коньковым, учащимся подготовительного отделения МИФИ. Впрочем, даже если мы тогда и встречались, вряд ли общались: совместных интересов у отслуживших в армии пэошников (как называли мы их), и девятиклассников-«пионеров» (как говорили о школьниках некоторые из них) практически не было. В прошлом году епископ Филарет (Коньков) стал первым выпускником МИФИ, принявшим епископский сан.
— Ваше преосвященство, вас зачислили на подготовительное отделение осенью 1984 года сразу после армии?
—Да, непосредственно после демобилизации. Профориентационная политика в МИФИ в 1980-е годы была на высоте. Вступительное собеседование прошел успешно, несмотря на то что после двух лет срочной службы даже квадратные уравнения вспоминались с трудом (думаю, правда, что так было у всех «армейцев»). Полгода на подготовительном отделении не прошли даром: из 90 наших в институт не поступило всего полтора десятка человек.
— Выбор профессии был для вас сознательным? Или просто взрослые посоветовали?
— В юности меня всё время тянуло к науке, мечтал заниматься техникой. К сожалению, сельская школа в Ульяновской области не могла дать должного уровня образования.
— То есть вы сомневаетесь, что поступили бы в МИФИ, решись поехать в столицу сразу после получения аттестата зрелости?
— Да. Ведь после десятого класса я подал документы в Ульяновский политехнический институт, но провалился на вступительных экзаменах. Так что продолжать образование пришлось уже после армии. На факультет кибернетики пошел тоже сознательно.
Учиться было очень интересно! После получения диплома с квалификацией инженера-системотехника распределился в подмосковный Троицк, в Институт физики высоких давлений РАН. Это был 1991 год — время тяжелейшее для отечественной науки. Материальная база, несмотря на академический статус института, отсталая, перспективы модернизации скромные, зарплаты невысокие.
— Многие тогда уходили в бизнес.
— Я не избежал подобного искушения, но быстро понял: это не мое. Науке честно отдал пять лет. В этот период стал регулярно ходить в храм на богослужения в соседнюю с Троицком деревню Пешково, где тогда служил маститый протоиерей Владислав Свешников. Хотя крестили меня в младенчестве, к вере приходил уже осознанно.
— То есть это случилось уже после окончания института?
— На младших курсах, если честно, было как-то не до этого. Но первые кирпичики в христианское мировоззрение стали закладываться на старших курсах. Замечательные факультативы по истории России и истории мирового зодчества вел у нас профессор Московского архитектурного института Владимир Махнач. Туда набивались полные аудитории, и Владимир Леонидович каждую тему подавал через призму христианского сознания. Ну а уже позднее, когда развал науки достиг апогея, необходимо было определяться с дальнейшей судьбой. Следующим этапом моей церковной жизни стали регулярные поездки в Екатерининскую пустынь в подмосковном Видном. Этот монастырь тогда восставал из разрухи, и каждый визит туда давал мне большую духовную радость. Весной 1996 году я поступил в эту обитель послушником, а осенью был пострижен в монашество.
— Ваше Преосвященство, вы первый из епископов нашей Церкви с дипломом МИФИ и можете, что называется, изнутри ответить на вопрос: нет ли непримиримого противоречия между богопознанием и научно-техническим менталитетом отдельного человека?
— У меня драматического конфликта здесь никогда не возникало. И я, честно говоря, не очень понимаю, почему по поводу открытия кафедры теологии в МИФИ сломано столько копий. Эта кафедра поможет будущим инженерам и физикам-ядерщикам расширить кругозор, что поистине замечательно. Тем более нет никакого противоречия между верой и глубоким погружением в современные научно-технические дисциплины. Бог есть Дух, как известно любому настоящему христианину, и ни постичь Бога, ни даже приблизиться к этому постижению современная наука не в состоянии. Наука же, особенно экспериментальная (а проверить гипотезу и теорию можно только экспериментом), — это высокотехнологичное и интеллектуально емкое ремесло. Как работает ученый? Поставив задачу, с утра до ночи, серию за серией ставит опыты и пытается найти в их результатах закономерность. Обнаружив ее, пишет статью, отправляет в научный журнал и ждет: будет ли реакция. Реакции может не быть, она может быть отрицательной – все это нормально, все это объективный научный процесс, религии и вере никак не мешающий.
Беседовал Д. Анохин